Философия Программы Сенатор Фулбрайт, легенда американской политики ХХ века, интеллектуал, патриот и диссидент, никогда не боялся идти против течения, используя свой гигантский политический опыт для укрепления мощи и престижа США, как он их понимал. Идея культурного обмена, обмена знаниями как средством устранения барьеров между отдельными людьми и народами сама по себе заложена во всех цивилизациях европейского типа, однако в конкретные организационные формы она воплотилась относительно недавно. В 1925 году одним
из
этих избранных оказался юный
арканзасец Билл Фулбрайт: студент-«хорошист» и звезда университетской
футбольной команды. Четыре года учебы в Оксфорде сформировали его
личность и
мировоззрение. Фулбрайт всегда говорил об определяющей роли
оксфордского опыта
для него, и можно сказать, что Программа
Фулбрайт с ее двусторонним обменом, столь отличная по духу от
родсовского
насаждения британского превосходства, стала непредвиденным результатом
родсовской стипендии ее основателя. Когда
Фулбрайт начал работать в
Сенате, он столкнулся с проблемой качества руководства: «Полагаю, что
нашей стране
не удается привлекать в правительство наших лучших людей … Предрассудки
и
заблуждения относительно иностранцев, существующие в любой стране,
служат
препятствием любому правительству». С
точки зрения Фулбрайта, его родсовская стипендия превратила его самого
из
ограниченного обитателя американского захолустья в гражданина мира.
Почему бы
более масштабному варианту родсовской программы не
сделать то же самое для будущих мировых
лидеров? Фулбрайт считал, что «обмен студентами и учеными, публикация переводных книг столь же важны для дела мира, как контроль над вооружениями». Международный научный и культурный обмен виделся Фулбрайту как необходимое условие для создания единого безопасного мира. Фулбрайт исходил из следующих посылок:
|