Главная | Биография  | Интервью | Высказвания | История Программы | Цифры и факты | Отзывы | Конкурс


Философия Программы

Сенатор Фулбрайт, легенда американской политики ХХ века, интеллектуал, патриот и диссидент,  никогда не боялся идти против течения, используя свой гигантский политический опыт  для укрепления мощи и престижа США, как он их понимал.

Идея культурного обмена, обмена знаниями как средством устранения барьеров между отдельными людьми и народами сама по себе заложена во всех цивилизациях европейского типа, однако в конкретные организационные формы она воплотилась относительно недавно.

Первая программа обмена возникла в Англии  в  начале ХХ века.  Сесил Родс (1853-1902), премьер-министр английской колонии Мыса Доброй Надежды,  создатель  алмазодобывающей компании Де Бирс и государства Родезия, завещал шесть миллионов фунтов для того, чтобы  лучшие американские, немецкие студенты, а также  молодежь из британских колоний могла завершить образование в Оксфорде.  Сесил Родс сам был выпускником Ориэл-колледжа в Оксфорде, а его философия была философией британского империализма. Родс верил в превосходство англо-германских народов, в то, что будущее должно принадлежать  англоговорящему сообществу наций. Он был весьма незаурядным человеком, соединял в себе философа (он никогда не расставался с сочинениями стоика Марка Аврелия), солдата, бизнесмена, государственного деятеля и филантропа. Его завещание призвано было обеспечить  систему воспроизводства ему подобных незаурядных личностей в англоязычном мире и в Германии.  Кандидаты на родсовские стипендии  должны быть «юношами высокой морали», «отличившимися в  командном спорте», с «лидерскими наклонностями». Это программа воспитания президентов, премьер-министров, людей, которым предстоит управлять нациями  и миром, и местом такой подготовки Родс назначил свой  родной университет, Оксфорд, в котором он справедливо видел воплощение английского духа. Родс полагал, что оксфордское образование, которое сочетает наследие Греции и Рима, традиционно сильно в философии, истории, общественных науках, разовьет в его стипендиатах  такие склонности и умения, которые пригодятся при  исполнении ими  в дальнейшем  их общественных обязанностей. 32 стипендии ежегодно предоставляются студентам американских университетов. 

В 1925 году  одним из этих избранных оказался юный арканзасец Билл Фулбрайт: студент-«хорошист» и звезда университетской футбольной команды. Четыре года учебы в Оксфорде сформировали его личность и мировоззрение. Фулбрайт всегда говорил об определяющей роли оксфордского опыта для него,  и можно сказать, что Программа Фулбрайт с ее двусторонним обменом, столь отличная по духу от родсовского насаждения британского превосходства, стала непредвиденным результатом родсовской стипендии ее основателя. 

Когда Фулбрайт начал работать в Сенате, он столкнулся с проблемой качества руководства: «Полагаю, что нашей стране не удается привлекать в правительство наших лучших людей … Предрассудки и заблуждения относительно иностранцев, существующие в любой стране, служат препятствием  любому правительству». С точки зрения Фулбрайта, его родсовская стипендия превратила его самого из ограниченного обитателя американского захолустья в гражданина мира. Почему бы более масштабному варианту родсовской программы не  сделать то же самое для будущих мировых лидеров?

Фулбрайт   считал, что «обмен студентами и учеными, публикация переводных книг столь же важны для дела мира, как контроль над вооружениями». Международный научный и культурный обмен виделся Фулбрайту как необходимое условие для  создания единого безопасного мира. Фулбрайт  исходил из следующих посылок:

  • цель Программы – развитие взаимопонимания между наро